Статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Иоаниди Диана Константиновна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, старший лаборант, dion48@mail.ru.

Сычева Татьяна Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, канд. пед. Наук, доцент, tatysiaa1@mail.ru.

Мартынова Екатерина Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, студентка 3 курса, martynoa-ekaterina@rambler.ru.

Аннотация. Проблема эмоционального выгорания будущих медиков выявляется на самых ранних этапах овладения будущей профессией, в связи с чем, вопросы ранней профилактики приобретают особое значение. В статье предлагается ряд мер для своевременного выявления и коррекции синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, студенты-медики, личностные факторы, стресс, депрессия, стресс-факторы, эмпатия.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE MEDICAL STUDENTS’ EMOTIONAL BURNOUT PHENOMENON

 

Ioanidi Diana Konstantinovna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE «Novosibirsk State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation» Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, Senior Laboratory Assistant, dion48@mail.ru

Sycheva Tatyana Yuryevna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE «Novosibirsk State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation» Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, tatysiaa1@mail.ru

Martynova Ekaterina Yuryevna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE «Novosibirsk State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation», Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, 3rd year student, martynoa-ekaterina@rambler.ru

Abstract. Emotional burnout problem of future doctors is revealed at the earliest stages of mastering the future profession, and therefore the issues of early prevention are of particular importance. The article suggests a number of measures for the timely detection and correction of burnout syndrome in medical students.

Keywords: emotional burnout, medical students, personal factors, stress, depression, stress factors, empathy.

Актуальность.

В современном обществе остро встает проблема эмоционального выгорания будущих медиков, которая обозначается на самых ранних этапах овладения будущей профессией. На психологическое состояние студентов-медиков влияет множество стресс-факторов, начиная от мотива выбранной профессии, периода учебной деятельности, престижем выбранной специальности, материальной составляющей профессии, непосредственным общение с пациентом (эмоциональное включение в его проблему, сопереживание пациенту и т.д.), большая социальная значимость выбранной профессии и многие другие стресс-факторы. В случаях запущенности ситуации эмоционального выгорания возможен уход в аддикции. В связке с проблемой эмоционального выгорания может идти профессиональная деформация будущего специалиста. Если специалист во всех пониманиях закрыт к проблемам пациента, он не сможет адекватно провести диагностическую беседу с пациентом и структурно выстроить план работы.

Выгорание является все более признанной проблемой среди студентов-медиков и медицинских работников. Предыдущие исследования студентов-медиков показали, что 14,8–79,9% из них испытывают эмоциональное выгорание во время своей медицинской подготовки (Fares J., et al, 2016).

Выгорание – это многофакторный профессиональный синдром, характеризующийся триадой симптомов, включающих высокий уровень эмоционального истощения, деперсонализацию или профессиональный цинизм и профессиональное неверие, которые проявляются на ранних этапах освоения профессии, особенно у студентов-медиков. Исследования показали, что наличие хотя бы одного симптома выгорания может вызвать негативные последствия, которые не только мешают процессу обучения, но и вызывают сонливость, усталость, расстройства пищевого поведения, мигрень, эмоциональную нестабильность и даже употребление запрещенных наркотиков (Arora A., et al., 2016).

Профессии, связанные со здравоохранением, ассоциируются с выгоранием. Главным образом стресс вызван работой. У студентов-медиков это, скорее всего, связано с личностными факторами, такими как психологическая и физическая активность, личная финансовая удовлетворенность выбранной профессией, высокие родительские и социальные ожидания. Как следствие стресса – употребление алкоголя и курение, это становится нормой в среде обучения и будущей работы (Dyrbye L., et al., 2006).

Исследования (Newbury-Birch D, White M, Kamali F., 2000) показали, что врачи с эмоциональным выгоранием чаще сообщают о неудовлетворенности карьерой и намерении покинуть медицинскую профессию (Williams E.S., et al., 2001).

В различных исследованиях сообщалось о распространенности и потенциальных причинах депрессии у врачей. Согласно этим исследованиям, врачи имеют повышенный риск развития депрессивных симптомов по сравнению с общей популяцией. Одним из фатальных последствий этого бремени является высокая распространенность самоубийств среди врачей, причем совокупный коэффициент самоубийств составляет 1,41 для мужчин и 2,27 для женщин-врачей по сравнению с общей популяцией. Как социальные, так и личностные факторы влияют на депрессивные симптомы у врачей (Ferrari A.J., et al., 2013).

Систематический обзор (Ishak W. Et al., 2016) показал, что основными негативными личностными факторами, связанными с повышением уровня выгорания, были переживания относительно своего здоровья. Авторы также отметили, что истощение студентов из-за режима низкого отдыха является предиктором выгорания для студентов первого и второго курсов, в то время как студенты третьего и четвертого курсов страдают от организационных трудностей и недосыпания (Ishak W., et al., 2013).

Симптомы выгорания должны отслеживаться и браться во внимание, особенно в медицинских учебных учреждениях. Выгорание должно быть дифференцировано на клинические и неклинические проявления, и психологические службы должны различать и помогать обеим группам (Armstrong R.A., 2014).

Обучающиеся в медицинских учебных заведениях испытывают более высокий уровень психического расстройства и депрессии, чем студенты других ВУЗов в целом и их сверстники по возрасту. При поступлении на обучение в медицинский университет студенты существенно не отличаются от своих сверстников по возрасту. Однако по мере того, как студенты продвигаются по учебным программам, их психическое здоровье ухудшается, и они испытывают более высокий уровень неудовлетворенности. Снижение психического здоровья может быть смягчено с помощью эффективных и здоровых механизмов совладания. Здоровые механизмы совладания часто включают физическую активность, внеклассные занятия, сети поддержки знакомых и сверстников, а также профессиональное консультирование. Хотя многие из этих услуг не доступны в университетах. Поскольку студенты медицинских специальностей менее склонны обращаться за профессиональной помощью, предыдущие авторы рекомендуют, чтобы университетские программы подчеркивали важность здоровых социальных сетей, деятельности и других механизмов совладания (Dyrbye L.N., et al., 2016).

Студенты-медики испытывают эмоциональное выгорание еще до того, как приступают к работе с пациентами (клиентами). Когда студенты начинают работать с пациентами имея у себя пониженный уровень эмпатии и сострадания, можем наблюдать у студентов низкий уровень доверия пациента. Burks D.J. предложил повышать концентрацию внимания, общую внимательность, саморефлексию, перспективное восприятие, ролевое моделирование и эмоциональный труд, как потенциальные методы повышения эмпатии, альтруизма и социального поведения у студентов-медиков. Понимание того, какие методы могут быть эффективны для снижения эмоционального выгорания, позволит не только оптимизировать медицинское образование, но и создать чутких и сострадательных специалистов (Burks D.J., et al., 2012).

Были проведены исследования распространенности эмоционального выгорания среди студентов-медиков (Shanafelt T.D., Mungo M., Schmitgen J., et al., 2016). Полученные результаты, исходя из 182 исследований с участием 109 628 человек в 45 странах, публиковались в период с 1991 по 2018 год. В целом 85,7% (156/182) исследований использовали версию инвентаризации выгорания Маслач (MBI) для оценки выгорания. Исследования по-разному оценивали распространенность общего выгорания или субкомпонентов выгорания: 67,0% (122/182) – общее выгорание, 72,0% (131/182) – эмоциональное истощение, 68,1% (124/182) – деперсонализация и 63,2% (115/182) – низкие личные достижения (Shanafelt T.D., et al., 2016).

Другие исследования (Wolf M.R., Rosenstock J.B., 2016) определили несколько возможностей снижения эмоционального выгорания, повышения благополучия студентов с помощью личностного или институционального подхода. Кроме того, сочетание сниженной или лучше сбалансированной рабочей нагрузки и хорошей академической и психологической поддержки, четких правил честного экзамена и возможностей для укрепления студенческого сообщества поможет студентам лучше справляться с ситуацией учебы. Для клинических случаев могут быть эффективны относительно краткие и индивидуально ориентированные консультации специалистов (Witt K., et al., 2019).

Так же необходимо улучшить отношения между студентами и профессорско-преподавательским составом (Malik S., 2000).

Другие предложения заключаются в предоставлении программ тьюторства или проведении тренингов по общению и управлению стрессом для студентов-медиков (Bragard I., et al., 2010).

Минимальное требование к медицинским учреждениям, состоит в том, чтобы проводить скрининг на предмет эмоционального выгорания и адаптировать учебную программу к студентам. Проводить профилактические тренинги, а также предлагать своим студентам-медикам консультации и курсы по осознанности и релаксации. Кроме того, уважение, принятие и личная поддержка должны обеспечиваться каждым преподавателем ВУЗа.

В заключение, предлагаются следующие меры для своевременного выявления и коррекции эмоционального выгорания у студентов-медиков:

  1. Необходимость проведения скрининг-диагностики.

Подводя итог, подчеркнем важность своевременного диагностирования эмоционального выгорания у студентов-медиков, уже на ранних этапах обучения. Подчеркнем важность диагностики и на начальных этапах, ещё при подаче документов в медицинское образовательное учреждение. Так же продолжая мысль о скрининг-диагностике, не стоит забывать о обучающихся и уже работающих специалистов. Данную диагностику необходимо проводить ежегодно.

  1. Кабинеты релаксации.

Учитывая все стресс-факторы, которые влияют на будущего специалиста ещё раз отмечаем актуальность коррекционных мероприятий, которые должны проводиться, как самим учебным заведением, которое непосредственно занимается подготовкой медиков, так и организаций предоставляющей рабочее место специалисту. Организация кабинета релаксации в учебном заведении и помещение для отдыха в обеденном перерыве для специалистов выступает необходимым минимумом, который должен быть обеспечен медикам.

  1. Оптимальная учебная и рабочая среда.

Важно понять, что для нормализации качества медицинского обслуживания в мире необходимо обеспечить медицинских работников (в том числе и на стадии обучения) оптимальной учебной и рабочей средой. Стрессоры будут и присутствуют в работе специалиста, важна адекватная реакция руководства университетов и учреждений здравоохранения на проблему выгорания (в том числе и профессионального, которое может вытекать из эмоционального).

  1. Общественное мнение относительно статуса медика.

Существует мнение в обществе, что медицинские работники не болеют, следят за собой и являются «идеальными» людьми, однако это не так. Часто медики – это люди, которые отдают все свои ресурсы борьбе за жизнь и здоровье пациента, а на себя у них не остается времени. Можно сказать, что медицинские работники выступают уязвимой социальной группой.

Библиографический список.

  1. Arora A., Kannan S., Gowri S., Choudhary S., Sudarasanan S., Khosla P.P. Substance abuse amongst the medical graduate students in a developing country. Indian J. Med. Res. 2016; 143:101–3. 10.4103/0971-5916.178617.
  2. Armstrong R.A. When to use the Bonferroni correction. Ophthalmic Physiol Opt. 2014; 34:502–550.
  3. Bragard I., Etienne A.M., Merckart I., et al. Efficacy of a communication and stress management training on medical residents’ self efficacy, stress to communicate and burnout: a randomized control study. J Health Psychol. 2010;15(7):1075–1081.
  4. Burks D.J., Kobus A.M. The legacy of altruism in healthcare; the promotion of empathy, prosociality and humanism. Medical Education. 2012;46(3):317–25
  5. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Huschka M.M., Lawson K.L., Novotny P.J., Sloan J.A., et al. A multicenter study of burnout, depression, and quality of life in minority and nonminority US medical students. Mayo Clinic Proceedings. 2006;(11):1435–42.
  6. Dyrbye L., Shanafelt T. A narrative review on burnout experienced by medical students and residents. Med Educ. 2016.
  7. Fares J, Al Tabosh H, Saadeddin Z, El Mouhayyar C, Aridi H. Stress, burnout and coping strategies in preclinical medical students. N Am J Med Sci. 2016;8(2):75–81. Doi:10.4103/1947-2714.177299.
  8. Ferrari A.J., Somerville A.J., Baxter A.J., Norman R., Patten S.B., Vos T., et al. Global variation in the prevalence and incidence of major depressive disorder: A systematic review of the epidemiological literature. Psychol Med. 2013;43(3):471–481. 10.1017/S0033291712001511
  9. Ishak W., Nikravesh R., Lederer S., Perry R., Ogunyemi D., Bernstein C. Burnout in medical students: A systematic review. Clin. Teach. 2013; 10:242–5. 10.1111/tct.12014.
  10. Malik S. Students, tutors and relationships: the ingredients of a successful student support scheme. Med Educ. 2000;34(8):635–641.
  11. Shanafelt TD, Mungo M, Schmitgen J, et al. Longitudinal study evaluating the association between physician burnout and changes in professional work effort. Mayo Clin Proc. 2016;91(4):422-431. Doi: 10.1016/j.mayocp.2016.02.001
  12. Witt K., Boland A., Lamblin M., et al. Effectiveness of universal programmes for the prevention of suicidal ideation, ehavior and mental ill health in medical students: a systematic review and meta-analysis. Evid Based Ment Health. 2019; 22:84–90.
  13. Williams E.S., Konrad T.R., Scheckler W.E., Pathman D.E., Linzer M., McMurray J.E., et al. Understanding Physicians’ intentions to withdraw from practice: the role of job satisfaction, job stress, mental and physical health. Health Care Manag Rev. 2001;26(1):7–19. Doi: 10.1097/00004010-200101000-00002.

 

Партнеры нашей организации 

Партнеры